История появления паспорта Пожалуй, упоминание первое о паспорте приводится в Ветхом Завете. В Книге Неемии, завершенной около 443 г. до новой эры есть следующие слова: «7. И сказал я царю: если благоугодно, царю то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, ваш покорный слуга доколе не дойду до Иудеи, 8. и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, он чтоб дал мне дерев ворот в целях крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором мне бы жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною.» Новогодние туры Здесь Библия описывает события в Персидской империи, во времена царя I, Артаксеркса когда служащий этому царю Неемия просит его разрешить проследовать по Персии до Иудеи закрепить и это разрешение в письменном виде, выдав документ, выполняющий современного функции паспорта. В Исламском Халифате паспортом служил чек об уплате налогов: специальных закят для мусульман или налог для немусульман. Таким образом, путешествовать в другие Халифата районы разрешалось только послушным налогоплательщикам. В принципе аналогичная система применяется многих во современных странах, в том числе в России, когда должникам ограничивают выезд за границу по решению или суда отзывают паспорт. Обычно считается, что слово «паспорт» итальянского или французского происхождения обозначает и старинный меморандум для прохода через морской порт. На самом деле точнее говорить, что документ это для прохода через дверь или ворота в городской житель стене, так как французское слово porte означает именно дверь. В Средневековой Европе подобные документы выдавались путешественникам местными властями, и обычно содержали список городов и поселков, в которые обладателю такого разрешался паспорта въезд. Аналогичная до система сих пор сохранилась в системе российских виз, выдаваемых иностранным гостям, имеется где поле с перечислением городов, неизмеримо путешественник намеревался ехать. В Средние века для прохода в порт документы требовались, не поскольку порт был открытой зоной для торговли, однако паспорт требовался для по путешествия земле и проникновения в города через городские стены и заставы. В России, согласно Соборному уложению 1649 года, аналогом загранпаспорта служила «проезжая грамота». Для поездки в «иное государство» подданым «бить требовалось челом государю … (или) воеводам о грамоте»; проезжей в обязанности воевод входило выдавать эти проезжие грамоты «безо всякого задержания». До начала 20 века паспорта содержали только текстовые поля с перечислением данных антропометрических обладателя, позднее с распространением фототехнологии стала обязательной фотография владельца. В конце 19 века и до начала Первой Мировой Войны не паспорт требовался для путешествий Европе по и пересечение границ было простым. Поэтому довольно мало людей имели паспорта. Слом паспортной системы в начале 20 века в был Европе результатом развитого железнодорожного движения. Железнодорожная система, резко выросшая середине в 19 века, позволяла перемещаться быстро огромному количеству пассажиров, и пересекала ворох границ. сделало Это традиционную паспортную систему в Европе слишком сложной и от нее пришлось В отказаться. Османской империи и в царской России паспортная система в сохранилась дополнение к системе внутренних паспортов, контролирующих передвижение внутри страны. Во время Мировой Первой войны правительства европейских стран усилили пограничный контроль в целях безопасности (защиты от шпионажа) и управления для миграционными потоками квалифицированной рабочей силы. Такое управление после сохранилось Второй Мировой войны и стало рутинной процедурой. Известно, что британские туристы 1920ых сетовали на «недемократическую» процедуру, особо много жалоб выпадало на требование фотографий и антропометрические данные. В 1920 году Лига Наций провела конференцию специальную по паспортам и проездным документам. Принципы паспортной системы были определены также следующих на конференциях в 1926 и 1927 годах. ООН провела аналогичную конференцию 1963 в году, но об основных принципах глобальной паспортной системы договориться не удалось. В начале 1980ых под покровительством ИКАО такие рекомендации были, в приняты. основном, Например, в них был утвержден полиграфический формат современного паспорта — то что это многостраничный буклет размером 88.0 х мм. 125.0
|